Вась смешной. Всю раннюю весну, несколько месяцев, заставлял читать ему Сказку о Глупом Мышонке. Читала до почти уже осатанения, ну просто невыносимо было. Потом папа привез новых книжек, и он полюбил михалковскую подборку: Тра-та-та (которая на поверку оказалась не Трататой, а Красотой, тьфу ты, серость-бездарность), которую он называл "там-там", считалочка про котят и стишок "Медведь и Волк" ("Бебе и Вовк!"). От кромешной трататы тоже начинала стервенеть, читали ее, кажется, весь апрель, весь май, пол-июня по два раза в день. А потом - странно - понеслось вдруг:
читать дальшеснова про Мышонка (какое было материнское счастье!!!!), потом почти сразу подборку Барто. Это вообще кайф, Барто прекрасная поэтесса, я люблю ее. Там смешно, там сначала про Мишку на пол - никаких эмоций, потом про Головой кивает Слон - вообще никаких эмоций, не понимает, о чем речь, кто такой слон, кто такая слониха, потом Зайку бросила хозяйка - объяснила, что случилось, что Зайка мокрый, что вот дождик на него капает, что зайка плачет, что ему холодно и обидно (ну это мой конек, вы знаете), так вот, он просек фишку, мы читаем Зайку, потом Вась корчит куксливую рожу и ноет что-то вроде "мама кам-кам-кам (кап-кап) воооо (вода) зайс! заааайс!!! кам-кам-кам!! мама! зааайс!!!" - т.е. пересказывает мне сюжет и делано страдает при этом. Фишка в том, что я его научила, что зайку жалко. Он знает это. Но не ощущает этого совсем. Просто демонстрирует свое знание и - печаль как результат знания. Может, мне прочитали этот стишок в более зрелом возрасте, но я помню, что меня залило волной отчаяния, я не могла сказать ни слова, буквально онемела, это было чудовищное переживание, несправедливость, человеческая жестокость, ничем не мотивированная, предательство любви, потому что не вызывает сомнения, что зайка любил хозяйку как все игрушки, и продолжал ее там ждать, во-первых, тосковал и грустил, и физически мок и мерз - во-вторых. Я даже плакать не могла от ужаса. Отдельная мука была в том, что все во мне бежало спасать зайку, мне надо было бежать - сейчас же, немедленно, искать его и выручать, греть, вытирать и любить. Ну - поймите, какой кошмар! - НЕКУДА! Т.е. совершенно ясно, что зайка живой, что он существует, что ему плохо, что лично я могу ему помочь, но мы никогда не встретимся и я ничего не могу сделать для этого. Был просто разрыв сознания, физическая боль в душе. Наверное, примерно как у фандома с Профессором Снейпом... Наверное, это просто первое такое сильное переживание от художественной литературы. Кстати, мой муж читал какой-то детский рассказ, который кончается тем, что некий Горбушка кидает камнем в котенка, и котенок умирает. Так вот, мой муж взял красный карандаш и написал поверх: "Горбушка умир, а котенок остался жив!". И таким образом спас свой внутренний мир от коллапса. Фикрайтер, блин.
Мне и в голову не приходило так поступить с Зайкой! Кстати, вот этого буквального понимания справедливости во мне никогда не было, т.е. месть Хозяйке если и родилась бы в моем мозгу, то какая-нибудь мягкая и трансцедентальная. И даже если бы Барто написала, что Зайка умер, то мне никогда бы в голову не пришло пожелать смерти Хозяйке. Ну т.е. это нереально для моего мозга.
Так вот. Столь глубоких эмоций по отношению к зайцу мой сын явно не испытывает. Маленький еще, может - это хорошо тогда, эмотивную сферу надо развивать сразу, чтобы потом лапы воробьям не отламывал и лягушек не надувал. Он просто знает, что надо расстроиться, - и расстривается показно, очень смешно, я хохочу над ним, он - в ответ, но продолжает корчить рожи и ныть "кам-кам-кам".
Потом Бычок качается, прекрасный стих, люблю в нем все, даже сбой ритма. Вась убеждает меня, что это никакой не бычок, а Мууууу!
Потом - как будто специально на сладкое - Грузовик. Грузовика он знает почти наизусть. Т.е. он может его полностью рассказать, но никто, кроме меня, не поймет. Вот такая штука: Нээ апаса мы шиииии оката кота МмМмМмМ! Кок ...нэ, не кок... коТ ататататататата Ааки гру-зииииии! Меня поражает, что дитя помнит порядок слов, и просто не в состоянии их воспроизвести, т.е. внутри себя он явно же их говорит...
Потом мы традиционно читаем буквы на обложке, особенно слово "Барто!" А что? Страна должна знать своих героев.
А сегодня звала его спать, сплошное Ндам Вася бай! Ндам Ндам Ндам!!!! Ндам Вася!!! Нбай! пойдем, говорю, про Грузовик почитаем! Ндам! Ндам бай! Груу-зии нэээ! Тогда, говорю, пойдем про Мышонка. Отказывается. Ндам Пипипи! Пипипи нээ! Думаю, что ж там еще было, от чего меня не тошнит (меня почему-то очень тошнит от Трех Поросят, например, и от Машеньки и Медведей), пойдем, говорю, Красную Шапочку читать (думаю, ну он же точно не помнит, кто такая Красная Шапочка, ему все равно, пока мы умоемся, разденемся, наденем пижаму, он согласится уже на Барто - в силу традиций). Соглашается. "Ааа! Кра апо!!!" Ложимся спать. Лезет на полку, выбирает книжку - про Красную Шапочку. Сразу, безошибочно, самостоятельно.
Кстати, мучительно хочется прямо сейчас, сию секунду учить его французскому и грузинскому - такая золотая, недостижимая картавость...
Машка подарила нам джинсы - модные, с модными такими протертыми дырами на коленях - хотела сегодня взять малыша в них гулять - не пошел! Даже надевать не стал! "Дыдыды! Дыды! Ндам Вася! Ндам Дыдыды!" - не дам Васю одевать в дырявую одежду. И не дал. Тут еще выяснилось, что на колготах на ластовице разошелся шов и образовал дырочку в три милиметра диаметром - и колготы он тоже надевать не стал.
Оно, конечно, уже можно внятно объяснить, что все ок и именно так и задумано, он поверит и успокоится, но я почему-то решила, что у человека должно быть право выбирать себе гардероб.
Но в результате мне напрочь расхотелось гулять, и мы ушли мыть балкон, выносить на него цветы, пересаживать их, поливать, удобрять, заниматься другой какой-то фигней. Может, завтра я и окно балконное помою.Еще забыла забавное: все слова произносятся на французский манер, с ударением на второй слог: васЯ, папА, мамА, бебЕ, гру-зИии, годА, аппО (как ни странно, это молоко), тетЕ нэнЭ, бабА, таттА, катЫ (котлеты, они же и конфеты). Исключение делается только для Мяу. Вловообразование идет так: в слове воспроизводится только ударный слог, он удваивается, ударение делается на втором. Так слово "дырка" трансформируется в дыдЫ. Есть, правда, односложные слова типа сок, зжвук (жук), му, бу (булочка), ма (масло), мя (мясо), чай, кемь (крем) и т.д.
И еще. Бооооже мой, как рано, оказывается, проявляется инсектофобия!!! Борюсь. Ребенок не должен бояться.
И еще у него есть такая игра в маму: он обувается нарочно неправильно,и кричит "Так?", кричит через все комнаты, если не прийти поиграть с ним - обижается и рыдает, "Так?".И тут есть варианты:
- нет,зайчик, не так.
- Так!
- Вась, не так.
- Так!!!
- Ну так, ладно.
(обувается. Любуется. Вздыхает.)
- НЕ ТАК! - обувается правильно.
или
- Так, так!
- Так?
- Да, да, так!
- Мам! Нне так!!!!
вот такая игра ) вот такое ЧЮ)