- мы с подружкой в молодости раз группу "Скорпионс" увидели. Ну, была такая. А там мужики - в локонах. Все в локонах... длинные такие волосы... Аж нам самим даже захотелось. Ну мы пошли и сделали. А химия советская же еще была, или передержали нас, в общем, мы с кудрями ходили, но не очень долго. Весь подъезд был в наших волосах, идешь - а они по всей лестнице висят. На нас соседи даже жаловаться приходили.
я теперь все время вижу это ростовское солнце, пронизывающее блочные пятиэтажки насквозь, этот крашеный синей масляной краской подъезд, и эти рыжие волосы, которые всюду висят.
- а с возрастом оказалось теперь уже, что у меня и у самой волосы вьются. Я их помою, помну так - и они кудрявые. И вот я думаю: зачем я химию вообще делала...
Она рыжая, толстая, вся в веснушках. очень красивая. Я говорю:
- я вижу. Вьются сейчас на висках.
Она смущается, держит сигарету во рту, обеими руками приглаживает виски. От смущения меняет тему:
- - господи, какая жара. И как люди загорают. И как вот некоторые любят, чтобы солнце. Я в отпуск в октябре хотела. Думаю, может, на ноябрь перенести, жарко же очень.
- угу, перенесите. В Крыму хорошо будет.
- нет. Я в Индию хочу.
- тогда на февраль перенесите, - говорю и пытаюсь понять, что она забыла в Индии, что ей вообще может хотеться в Индии, зачем?!
Только что поняла вдруг, что половина людей в группе имеет проблемы следующего порядка: я хочу от нее уйти, но боюсь его ранить, я хочу ей отказать, но боюсь ее ранить, я не хочу этого делать, но боюсь их ранить, я хочу вот этого, но не могу сказать вслух: я боюсь их ранить. И в 90% случаев это не травма, не тяжелый опыт, не социальное расстройство, вообще ничего - простой недостаток воспитания. Я хочу что-то сделать и не хочу быть и выглядеть хамом при этом. Вместо терапевта им вполне помогли бы гувернеры или хотя бы чтение Тургенева и Чехова.
Как-то так, о пользе вежливости, нравственности, морали, о пользе социальных норм и правил, о пользе такта и воспитания, о необходимости этикета, о законах социального общежития.
Я стала старая. Подростковый бунт окончен.